Коля МуравинОТ АВТОРА: Эта сказка написана по мотивам одноименной сказки некоей аргентинской женщины Лауры Деветач. Колибри с красным хвостом |
![]() |
- Кто это сделал?
- Это Южный Ветер, - отвечают папы и мамы. -Зима пришла.
- Как красиво! Хорошо, что зима, -радуются малыши, а папы и мамы только
качают головами. Они-то знают, какое зима нелегкое время.
А Южный Ветер летает над всей пампой, над всеми городами и поселками,
хватает людей за носы и уши, забирается под одежду, и люди ругают его,
и прячутся за крепкие двери домов.
- Чего вы ругаетесь? - спрашивает Южный Ветер - Я же играю!
- Холодно, -жалуются люди.
- Я специально прилетел из Антарктиды, чтобы здесь поиграть! -возмущается Южный Ветер. - Ведь меня ждут ваши дети.
Он немного лукавит, потому что дети ждут не его, а мягкий пушистый
снег, но снег Южному Ветру обычно лень тащить через океан, хотя в
Антарктиде этого добра невероятно много. Девять скучных месяцев Ветер
только и делает, что запускает снежных змей, которые, шипя,
расползаются по ледяной пустыне.
- Ну и где снег? - спрашивают дети.
Ветер ничего не отвечает, а тыкает острыми щупальцами им в ботинки; ему
нравится, как дети подпрыгивают и притопывают, стараясь согреть ноги.
- Холодно, -жалуются дети.
- Тому, кто со мной дружит, никогда не бывает холодно, - назидательно говорит Ветер. - Не верите? Посмотрите-ка на Фернандо.
И действительно, как это ни странно, но полицейскому Фернандо никогда
не холодно. Он всегда стоит возле аптеки, напротив школы. Фернандо -
добрый полицейский; он очень любит мальчиков и девочек, которые учатся
в этой школе, и охраняет их от всяких неприятностей. Когда
первоклассники, заигравшись, выбегают с тесного школьного двора на
улицу, Фернандо громко говорит: "Сеньоры, покиньте проезжую часть!
Можно попасть под автотранспорт!" Хотя почти никакой транспорт по этой
улице не ходит, но Фернандо, как и любой полицейский, уверен: если дети
здесь привыкнут бегать по проезжей части, то и везде будут бегать,
пострадают сами и нарушат уличное движение. Обычно его слушаются с
первого раза, а если не слушаются, то полицейский ловко хватает
кого-нибудь из шалунов и спрашивает: "Ты хочешь в тюрьму?" Но это
случается очень редко; еще реже найдется невоспитанный мальчишка,
который ответит: "А я из тюрьмы убегу!" Фернандо ласково улыбается:
"Посмотри на мой Большой Пистолет". Он очень добрый полицейский.
Каждое утро сторож сметает сухие листья в кучу в углу школьного двора и
открывает железные ворота. На улице туман - на самом деле это лохматая
борода Южного Ветра, который любит по утрам отдохнуть, разлегшись на
крышах. Из тумана бесшумно выезжает длинный автомобиль сеньора
Директора. Директор слегка кивает полицейскому Фернандо. Полицейский
улыбается; Директор не улыбается, потому что он не улыбается никогда -
у него очень тяжелая и ответственная работа. Он входит в школу и сразу
направляется в свой кабинет, чтобы приготовить для учителей
Черные Портфели.
Через туман от автобусной остановки идут учителя, они вежливо
здороваются с полицейским Фернандо, и только сеньорита Соня не
здоровается с ним. Завидев ее, Фернандо отворачивается. Рассматривая
витрину аптеки, он слышит, как дети, которые уже стоят у школьных
дверей, кричат: "Здравствуйте, сеньорита Соня!" "Здравствуйте", -
отвечает сеньорита Соня. "А у нас сегодня будет диктант?"
"Обязательно", - говорит сеньорита Соня.
У крыльца, под большими кленами, с которых уже опали все листья,
собираются ученики. Даже когда сторож распахивает двери, они не спешат
в тепло, а ждут друзей, чтобы войти вместе. Они играют с холодом.
"Уф-уф-уф", -говорят они, выпуская в морозный воздух пар, который
становится дымом воображаемых сигар и трубок. Лена тоже курит воздушную
сигару; она смотрит на улицу, размытую туманом, как мокрая акварель.
Наконец появляется Густаво -сначала плоская тень, затем объем и яркий
цвет. Лена любит рисовать, любит подбирать краски к закату над морем
или к речным водоворотам. В школе она рисует на последних страницах
своих тетрадей.
Густаво - выдумщик и фантазер. Он сдергивает с головы невидимое
сомбреро и раскланивается с Леной. Лена делает непроницаемое лицо, как
у артистки в одной телепередаче. Густаво опять расскажет ей о том, чего
не может быть никогда.
- Представляешь, в старом заводском саду, - рассказывает он, - я их видел так же, как тебя сейчас.
Лена знает, что ничего он не видел и верить ему нельзя, но все-таки спрашивает:
- Какие они?
- Ты нарисуешь! - говорит Густаво. - Я расскажу, какие, а ты нарисуй. Я принес тебе новые карандаши.
Лена и Густаво поднимаются на первую ступеньку, потом на вторую.
Осталось еще пять ступенек и девять минут до звонка - четыре, чтобы
порисовать карандашами Густаво.
- Сегодня пишем диктант из иностранных слов -говорит сеньорита Соня.
Мальчики и девочки переглядываются. Дверь класса плотно закрыта, зима
осталась снаружи. Южный Ветер покрывает инеем оконные стекла, пробует
сквозняками щели в рамах - ему хочется добраться до кактуса, который
невозмутимо цветет в горшке на подоконнике, как будто зима его не
касается. На заледенелом стекле окна рядом с партой Лены и Густаво
нарисовано сердце; преподаватели часто приказывают дежурным стереть
его, но сеньорита Соня никогда этого не делает. Она знает, что сердце
все равно появится снова.
- Пишите: нотариус... сегмент... перпендикулярный...
На учительском столе лежит Черный Портфель. Портфель нужен для того,
чтобы сеньор Директор вовремя узнал, если у кого-то из учеников
возникнут трудности в учебе - ведь учителя могут и не заметить - и
помог их преодолеть. Сеньор Директор очень умный и желает всем только
добра, а не улыбается оттого, что у него очень ответственная работа.
Лена и Густаво быстро пишут иностранные слова, продолжая игру, для
остальных невидимую. Только Южный Ветер понимает, чем они занимаются,
и, рассерженный, набрав во дворе горсть песка, швыряет в стекло. Но на
него никто не обращает внимания. Лена научила Густаво рисовать так, как
рисует она сама, когда под рукой нет ни красок, ни фломастера, ни даже
пара морозного утра.
-Циклон; центнер; фейерверк...
Это девочка, похожая на Лену, которая сейчас дописывает окончание
иностранного слова, но воздушная Лена в сверкающем белом платье уже на
улице незнакомого города, у самого зеленого моря...
- Мутант; муниципалитет; социальная адаптация...
...и играет музыка, а музыка эта Густаво и его друзей, которые как раз
выступают в парке на открытой эстраде. Уверенные пальцы Густаво трогают
струны электрогитары, и поток музыки, вырвавшись из парка на
набережную, подхватывает Лену, кружит ее среди желтых, синих и красных
праздничных зонтов, среди цветущего жасмина. "Это для тебя", - говорит
Густаво. "Спасибо", - отвечает Лена; она сказала бы больше, но ей
мешают иностранные слова.
- Эвакуация; маневр; малярия... Густаво, Лена! Внимательнее, я
диктую каждое слово один раз!
Те из учеников, кто пишут так правильно, что успевают смотреть по
сторонам, первыми обнаруживают странные фигуры, возникающие прямо в
воздухе. Они смотрят вверх и открывают рты; и попробуйте не открыть
рот, если прямо во время диктанта перед вами появятся: ...черно-красная
кожаная куртка... крупные ягоды ежевики на дереве с золотыми
листьями... принцесса с роскошными косами машет рукой из окна замка...
волшебный герой скачет по пампе на рыжем коне... космический корабль
звездных пришельцев... и голубоглазая секретная агентка танцует,
изгибаясь, как ветка на весеннем ветру... и гимнастки, барабанщики,
куклы, котята, и полосатый желто-фиолетовый слон! Скоро весь класс
прекращает писать и , задрав головы, разглядывает воздушный карнавал.
Одинокие слова сеньориты Сони затихают.
- Что случилось?- спрашивает учительница.
И тут из-под парты, или из-за шкафа, или из дыры в пыльном глобусе
взвивается что-то ярко-ярко красное - и вихрем проносится от окна к
стене, от стены к окну!
- Это колибри!- кричит Густаво.
Это колибри, колибри, настоящие колибри, две птички, каждая не больше
ладони, но какие у них красивые хвосты! Как будто два маленьких костра
кувыркаются под потолком! Исчезли принцессы, волшебники и секретные
агентки, класс наполнился колибри. "У-у-у-у!" - сказали все ученики.
-Смотрите, смотрите! - кричат все. - Здесь, там, выше, нет, на голове Сан-Мартина! Колибри!
- Что, что случилось? - испуганно спрашивает сеньорита Соня. - Какие колибри, где?
- Над вами! - кричат дети. - Ну посмотрите же!
Учительница оглядывается. Она не видит никаких птиц. А колибри тем
временем - как им это удалось? - стерли с доски все слова, которые
сеньорита Соня написала перед диктантом, и летят прямо к Густаво! Прямо
к Лене! Прямо к Панчо! Прямо к Мануэлю и Лаурите! Те, кто зажмурился -
не разберешь этих колибри, что им нужно? - лишь почувствовали кожей
лица прикосновение быстрых крыльев. А те, кто не закрывал глаз, увидели
весь мир вокруг сквозь красные перья, как будто сквозь пламя, чище
которого нет на свете, и жизнь на миг показалась им сном, а сны и мечты
- новой жизнью, которая уже наступила.
- Перестаньте! - говорит сеньорита Соня - Вы все сошли с ума!
Лене вдруг стало очень грустно; так всегда бывает, подумала она, когда
хороший человек не может радоваться тому, чему радуешься ты. Она встала
с места и подошла к учительнице.
- Посмотрите хорошенько, пожалуйста! - просит Лена.
- Их нет, уверяю тебя.
- А если закрыть глаза сильно-сильно, а потом разом открыть? - говорит Лена и берет сеньориту Соню за руку.
"Нет, нет", - шепчут губы сеньориты Сони. Она опускается на стул,
закрывает глаза... открывает глаза и произносит "У-у-у!". На книжной
полке между старыми учебниками и пачкой сочинений "Как я провел лето"
весело чирикают две крохотные птички с длинными красными хвостами.
- Ура! - кричит Густаво во все горло. - Соня с нами!
И пока все кричали "Ура!", никто не заметил, как тихо отворилась дверь
и вошел сеньор Директор. Он проходил по коридору по своим директорским
делам и решил, что сеньорита Соня задала ученикам какой-то легкий
вопрос, на который хотят ответить все сразу, чтобы получить хорошую
оценку, а это неправильно.
- Так-с, - громко сказал сеньор Директор. - Почему кричим?
Ему, конечно, никто не ответил, и сеньорита Соня тоже.
- Нельзя кричать, - сказал Директор. - Надо поднять правую руку и ждать, пока учительница вас спросит. Понятно?
Опять никто не ответил, и сеньорита Соня тоже, и стало так тихо, что
все услышали, как колибри на книжной полке говорят друг другу:
"Чип-чип, чип-чип". И сеньор Директор услышал, ведь слух у Директоров
гораздо острее, чем кажется детям. Он быстро вынул из кармана Очки,
которые есть у любого Директора, одел их и сказал "О-о-о!" или даже
"Ого-го!" А потом достал Свисток, который тоже есть у любого Директора,
и засвистел, да так громко, что дети заткнули уши. И вдруг в класс
вбежал полицейский Фернандо с Большим Пистолетом в руке. БАХ! БАХ! -
сказал Большой Пистолет. БУ-БУМС!- сказал цветочный горшок и немедленно
рассыпался, а кактус ничего не сказал, он упал на пол. ДЗИННЬ! -
сказало оконное стекло рядом с Леной, разлетаясь на мелкие осколки, и в
окно сразу ворвался Южный Ветер, расшвырял учебники и тетрадки, больно
дернул Лену за волосы и с хохотом погнался за колибри.
- Отставить! - скомандовал сеньор Директор, как самый настоящий военный офицер. - Всем ловить птиц!
Полицейский Фернандо сунул в кобуру Большой Пистолет и достал
Автоматические Наручники - но что делать, он не знал, потому что не
видел, кого ловить, у него же не было Очков. А Директор снял Очки,
тщательно их протер платком, снова одел и спросил очень строгим голосом:
- Признавайтесь, кто спрятал птиц?
- Сеньор Директор, они вылетели в окно, -говорит Лаурита, и дети,
поеживаясь от холода, наперебой подтверждают: да, вылетели, я видел, и
я.
- Вы обманываете меня, - сказал Директор, - а обманывать меня могут
только Скверные Дети, которыми займется Полиция. Пусть тот, кто принес
этих мерзких птиц в школу, встанет и признается во всем.
Но никто не встает. Мальчики и девочки смотрят в учебники, как будто
обнаружили там что- то новое. Пальцы Густаво крепко сжимают пальцы
Лены. Лене больно. Проходит целых двадцать девять секунд, и Директор
говорит:
- Хорошо, сеньоры! Я все равно найду виновного и накажу его. Сеньорита Соня, дайте Черный Портфель.
Дети ни разу не видели, как открывают Черный Портфель, который все
знает о каждом ученике школы. Они еще ниже опускают головы, и лишь
самые смелые или самые любопытные успевают заметить, как сеньорита Соня
берет Портфель, и одновременно в ее ладони вспыхивает огонек зажигалки.
Вдруг все слышат удивленный возглас Директора, а Портфель уже лежит на
столе, и Директор протягивает к нему руку, но тут же отдергивает, а из
Портфеля вырывается огонь, яркий, как самое красное из перьев красного
хвоста.
Первоклассники, у которых занятия уже кончились, видят, как
сеньорита Соня и полицейский Фернандо вместе идут через школьный двор и
садятся в длинный автомобиль сеньора Директора. Автомобиль срывается с
места, поднимая вихрь сухих листьев и холодной зимней пыли. Завтра
ученикам скажут: диктанта не будет, потому что сеньорита Соня заболела,
но ее вылечат, не беспокойтесь. А дети и не беспокоятся, они знают, что
Фернандо добрый полицейский.
Южный Ветер, вдоволь нагулявшийся по коридорам школы, летит вслед за
автомобилем. В одном переулке он замечает медленно бредущих Густаво и
Лену и присаживается на ближайшую крышу, чтобы подслушать, о чем
говорят эти хулиганы.
- Покажи их мне еще раз - просит Густаво.
- Не хочу, - говорит Лена. - Я больше никогда не буду рисовать.
- Ты же не виновата! - убеждает ее Густаво. - Ну покажи!
- Ладно, - вздыхает Лена. Она роется в сумке, достает тетрадь и
открывает на последней странице. Южный Ветер, прилепившийся к
водосточной трубе, заглядывает через плечо Густаво и охает так, что
вздрагивают все печные трубы и телевизионные антенны в округе: на
странице в клеточку нарисованы две птички с красными хвостами. Колкое
щупальце выхватывает тетрадь из рук девочки, торжествующий Южный Ветер
рвется в небо, чтобы унести подальше свою добычу но вдруг чувствует,
что взлететь не может. Что случилось? На его лохматую бороду наступил
гигантский, выше домов, воздушный слон, фиолетовый в желтую полоску!
Ветер пытается выдрать бороду из-под слоновьей ноги, но слон стоит
прочнее ледяных скал Антарктиды. Похищенная тетрадь болтается в двух
метрах над землей. Густаво подпрыгивает, хватает ее и прижимает к
груди, как самое драгоценное сокровище.
- До чего противные эти зимние ветры! -говорит Лена. -А ведь зима такая
длинная... Когда к зиме привыкаешь, кажется, что никогда уже не будет
весны.
- А ты весну нарисуй! - говорит Густаво.